Информационная безопасность

pexels-photo-461077-2

Мы живём в век информационных технологий. Сегодня почти у каждого ребёнка есть доступ у устройству — персональному компьютеру, смартфону или планшету — с возможностью выхода в Интернет.

Интернет, в свою очередь, может быть как другом, помощником в жизни и в учёбе, так и врагом: в онлайн-пространстве хранится немало информации, которая может навредить ребёнку, его развитию, психическому здоровью, подвергнуть его опасности, в том числе физической.

Как защитить детей от нежелательного контента, кибербуллинга и прочих неприятностей, с которыми они могут столкнуться в Интернете, можно узнать в данном разделе.

Что подразумевается под информационной безопасностью?

В ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (.pdf) информационная безопасность определяется как «состояние защищённости детей, при котором отсутсвует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся (.pdf) нашей Школы все обучающиеся имеют право на «…защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию…». Для реализации этого права все компьютеры с доступом в Интернет в ОУ были подключены к системе безопасности, обеспечивающей фильтрацию онлайн-контента (провайдер: «Ростелеком»).

Установленная система фильтрации контента запрещает доступ к веб-страницам с эротическим содержанием, ограничивает доступ к сайтам, посвященных алкоголю, курению, наркотикам, терроризму, экстремизму, а также к ресурсам, предлагающим нелегальную помощь школьникам и студентам в решении контрольных и экзаменационных задач. Новая система использует эвристический и контентный анализ интернет-трафика, обновление данных происходит динамично и в режиме реального времени.


Обеспечение информационной безопасности детей

Под информационной безопасностью детей понимают защиту ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия.

Процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы.

К информации, запрещённой для распространения среди детей, при обороте которой должны применяться административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

За соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции установлен государственный надзор, представляющий собой деятельность по оценке вышеуказанных действий образовательной организации по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. 

Соответствующий вид надзора входит, в частности, в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).

Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах, другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.


Обучающимся

Памятка: Как вести себя в Интернете?

Нельзя
1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы и проч.), а также отправлять свои фотографии, фотографии своей семьи и друзей);
2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
3. Грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно;
4. Распоряжаться деньгами своей семьи без разрешения старших — всегда спрашивай родителей;
5. Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни — посоветуйся по этому поводу со взрослым, которому доверяешь.
Осторожно
1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам;
2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться — проверь, нет ли подвоха;
3. Незаконное копирование файлов в Интернете — воровство;
4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети — они всегда помогут;
5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.
Можно
1. Уважай других пользователей;
2. Пользуешься Интернет-источником — делай ссылку на него;
3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
4. Обращайся за помощью к взрослым — родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
5. Пройди обучение на сайте «Сетевичок» и получи паспорт цифрового гражданина!

Чтобы обеспечить информационную безопасность обучающихся:

1. Изучите правила поведения в Интернете, а также все виды Интернет-угроз, чтобы уметь распознать их и предотвращать;
2. Выясните, какими функциями и возможностями обладают компьютеры, за которыми работают обучающиеся, а также какое программное обеспечение на них установлено;
3. Прежде чем позволить ребёнку работу за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях;
4. Не позволяйте детям самостоятельно исследовать Интернет-пространство – они могут столкнуться с нежелательным контентом;
5. Выберите интересные ресурсы и предложите детям изучить их вместе;
6. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации контента, спама и антивирусы.