Творчество… Что такое творчество? Как определить его феномен? Что отличает творчество от обыденного изготовления, производства, исполнения? Мнений на этот счет существует огромное количество, однако все исследователи феномена творчества сходятся в одном: результат творческой мысли, деятельности уникален.
Творчество… Как рождаются гениальные мысли, нетривиальные решения, произведения искусства, высокие технологии? Какой орган «несет ответственность» за «творческость», креативность личности? Исследователи данного вопроса уже давно пришли к выводу, что истоки творчества находятся в головном мозге.
Широко распространена точка зрения, что существует «серьезное творчество» – и оно называется наукой, а есть «легкое» – рисование, музыка или танцы. «Легкое творчество» украшает нашу жизнь, но, в принципе, можно обойтись и без музыки, живописи – зачастую бытовое сознание стоит на этой позиции.
Современные исследователи могут поспорить с этим мнением, так как общеизвестно, что процессы, которые проистекают в мозге человека, занимающегося живописью, создающего скульптуру или пишущего и исполняющего музыкальное произведение, по своей сложности могут не только конкурировать, но и превосходить мозговую деятельность людей, работающих в научной сфере. Мы привыкли думать, что искусство и наука – это разные миры, планеты, и населяют их разные люди: и знаниями они обладают разными, и умениями отличаются, и мозговые процессы у них идут по-разному. Но так ли это?
На самом деле, «легкое творчество» – это то, для чего создан мозг человека. Например, исследования мыслительных процессов музыкантов свидетельствуют о том, что и взрослые, и дети, которые только начинают заниматься музыкой, приносят огромную пользу своему мозгу.
Занятия музыкой очень сложны: одна рука играет одно (например, мелодию), другая другое (например, аккорды), очень быстро, с разным ритмом, но координированно друг с другом. В это же время слух напряженно работает, отслеживая громкость и тембр звучания. А если в этот момент перед глазами находится нотный текст, то и зрение активно задействовано. Вообразите себе, какие разнообразные, а порой разнородные, на первый взгляд, процессы происходят в голове в это время. Под их воздействием улучшается сенсорное восприятие: зрение и слух, память, эмоции и речь. Поэтому широкое образование, включая область искусства, необходимо абсолютно всем, ведь, как известно, художник, который не знает науки, прожить может, а ученый, который не знако́м с искусством, – ущербен, поскольку у него не сформирован «образный» взгляд на мир, не развито научное воображение.
Нам можно возразить, отметив, что влияние науки на искусство очевидно и заключается в наличии в искусстве познавательного интереса, а в чем состоит обратное воздействие?
Влияние искусства на науку обусловлено, по мнению исследователей, наличием эстетической составляющей в науке для оценки идей, гипотез и теорий: например, простота научной концепции, ее логическая стройность, лаконичность изложения, «элегантность» доказательства – вот тот неполный список «эстетических» научных критериев.
Кроме того, искусство является для ученого тем фактором, который стимулирует научную деятельность, вызывая состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощая научную фантазию и воображение. Не секрет, что многие известные ученые были не чужды искусству. Так, Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, основатель современной теоретической физики, играл на скрипке, Макс Плант, один из основоположников квантовой физики, был талантливым пианистом, Леонард Эйлер, швейцарский, немецкий и российский математик и механик, был увлечен теорией музыки и вопросами цвето-музыкальных ассоциаций.
Когда научная гипотеза становится художественным решением ученого, собравшего разрозненные факты в одну картину, когда произведение искусства являет нам образы, позволяющие понять законы мироздания – вот тогда мы можем сделать вывод о взаимосвязи, взаимозависимости сферы науки и искусства, ведь они делают одно и то же: помогают человеку всесторонне познать мир, но разными способами.