Творчество: тренировка для мозга

Творчество… Что такое творчество? Как определить его феномен? Что отличает творчество от обыденного изготовления, производства, исполнения? Мнений на этот счет существует огромное количество, однако все исследователи феномена творчества сходятся в одном: результат творческой мысли, деятельности уникален.
IMG_1898

Творчество… Как рождаются гениальные мысли, нетривиальные решения, произведения искусства, высокие технологии? Какой орган «несет ответственность» за «творческость», креативность личности? Исследователи данного вопроса уже давно пришли к выводу, что истоки творчества находятся в головном мозге.

Широко распространена точка зрения, что существует «серьезное творчество» – и оно называется наукой, а есть «легкое» – рисование, музыка или танцы. «Легкое творчество» украшает нашу жизнь, но, в принципе, можно обойтись и без музыки, живописи – зачастую бытовое сознание стоит на этой позиции.

Современные исследователи могут поспорить с этим мнением, так как общеизвестно, что процессы, которые проистекают в мозге человека, занимающегося живописью, создающего скульптуру или пишущего и исполняющего музыкальное произведение, по своей сложности могут не только конкурировать, но и превосходить мозговую деятельность людей, работающих в научной сфере. Мы привыкли думать, что искусство и наука – это разные миры, планеты, и населяют их разные люди: и знаниями они обладают разными, и умениями отличаются, и мозговые процессы у них идут по-разному. Но так ли это?

IMG_2306

На самом деле, «легкое творчество» – это то, для чего создан мозг человека. Например, исследования мыслительных процессов музыкантов свидетельствуют о том, что и взрослые, и дети, которые только начинают заниматься музыкой, приносят огромную пользу своему мозгу.

Занятия музыкой очень сложны: одна рука играет одно (например, мелодию), другая другое (например, аккорды), очень быстро, с разным ритмом, но координированно друг с другом. В это же время слух напряженно работает, отслеживая громкость и тембр звучания. А если в этот момент перед глазами находится нотный текст, то и зрение активно задействовано. Вообразите себе, какие разнообразные, а порой разнородные, на первый взгляд, процессы происходят в голове в это время. Под их воздействием улучшается сенсорное восприятие: зрение и слух, память, эмоции и речь. Поэтому широкое образование, включая область искусства, необходимо абсолютно всем, ведь, как известно, художник, который не знает науки, прожить может, а ученый, который не знако́м с искусством, – ущербен, поскольку у него не сформирован «образный» взгляд на мир, не развито научное воображение.

IMG_1867

Нам можно возразить, отметив, что влияние науки на искусство очевидно и заключается в наличии в искусстве познавательного интереса, а в чем состоит обратное воздействие?

Влияние искусства на науку обусловлено, по мнению исследователей, наличием эстетической составляющей в науке для оценки идей, гипотез и теорий: например, простота научной концепции, ее логическая стройность, лаконичность изложения, «элегантность» доказательства – вот тот неполный список «эстетических» научных критериев.

Кроме того, искусство является для ученого тем фактором, который стимулирует научную деятельность, вызывая состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощая научную фантазию и воображение. Не секрет, что многие известные ученые были не чужды искусству. Так, Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, основатель современной теоретической физики, играл на скрипке, Макс Плант, один из основоположников квантовой физики, был талантливым пианистом, Леонард Эйлер, швейцарский, немецкий и российский математик и механик, был увлечен теорией музыки и вопросами цвето-музыкальных ассоциаций.

Untitled-3

Когда научная гипотеза становится художественным решением ученого, собравшего разрозненные факты в одну картину, когда произведение искусства являет нам образы, позволяющие понять законы мироздания – вот тогда мы можем сделать вывод о взаимосвязи, взаимозависимости сферы науки и искусства, ведь они делают одно и то же: помогают человеку всесторонне познать мир, но разными способами.